rss
X

»м€:

ѕароль:

«абыли пароль?
√алере€
events

ƒл€ корректного отображени€ этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.
√устав  лимт. Ёгон Ўиле. –исунки из музе€ јльбертина (¬ена)
¬ √ћ»» им. ј.—. ѕушкина 10 окт€бр€ 2017 года открываетс€ выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века √устава  лимта (1862Ц1918) и Ёгона Ўиле (1890Ц1918). ¬ыставка состоитс€ в рамках √ода туризма –осси€ Ц јвстри€ 2017, который был анонсирован в ¬ене 12 €нвар€ 2017 года. Ќа первой в –оссии масштабной выставке произведений  лимта и Ўиле будет показано около 100 листов из собрани€ музе€ јльбертина (¬ена) Ц 47 работ √устава  лимта и 49 Ц Ёгона Ўиле. Ёти работы относ€тс€ к разным периодам творчества художников и представл€ют разные типы рисунка Ц этюды фигур, св€занные с живописными работами, портреты, самосто€тельные этюды обнаженной женской модели и т.п. »спользу€ традиционные графические техники Ц черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, Ц художники решали новые эстетические задачи, сто€вшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий. √устав  лимт, главный представитель венского модерна, пользовалс€ репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. ≈го рисунки оказали вли€ние на творчество более молодых художников, в первую очередь Ц Ёгона Ўиле, который начинал карьеру в то врем€, когда  лимт уже достиг вершины своего творчества. ”своив опыт своего предшественника, Ўиле очень рано обрел собственный неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму. –аботы √устава  лимта и Ёгона Ўиле по€вились в јльбертине еще при жизни художников. «а сто лет количество рисунков  лимта в собрании музе€ достигло 170, а Ўиле Ц 140; к этому можно добавить около 40 листов, поступивших в јльбертину на долговременное хранение. –исунки  лимта пользовались огромной попул€рностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины (художник ушел из жизни в 1918 году). —о временем  лимт-рисовальщик оказалс€ в тени  лимта-живописца, но в наши дни изучение его графического наследи€ позволило в полной мере оценить роль рисунка в творчестве мастера. ѕосле смерти  лимта в его ателье осталось около 2500 рисунков Ц то, что не было им самим продано, раздарено или уничтожено. ¬сего же в насто€щее врем€ известно более 4000 рисунков художника. «начительна€ часть рисунков  лимта св€зана с тем или иным живописным произведением мастера. —ам художник практически никогда не высказывалс€ о своих творческих замыслах ни устно, ни письменно. »менно рисунки позвол€ют пон€ть метод его работы, процесс создани€ картины или росписи.  лимт удел€л большое внимание подготовительным этюдам дл€ каждой фигуры в своих многофигурных живописных композици€х. »ногда возникали целые серии, посв€щенные одному и тому же мотиву или позе. ќбширную категорию рисунков на выставке составл€ют этюды дл€ женских портретов (портреты —ерены Ћедерер, ѕаулы ÷укеркандль и др.). ¬ этих подготовительных работах  лимт стремилс€ найти такую позу модели и такую композицию портрета в целом, которые наилучшим образом выражали бы личность портретируемой через призму воспри€ти€ художника.  лимт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. ¬ откровенной трактовке эротики он в своих рисунках пошел гораздо дальше, нежели в живописи. Ќекоторые этюды такого рода возникли в св€зи с работой  лимта над живописными композици€ми, но больша€ их часть имеет автономный характер (ЂЋежаща€ обнаженна€ї). √рафический стиль  лимта претерпевал изменени€ на прот€жении его жизни. –анние рисунки демонстрируют основательную академическую выучку; они отличаютс€ почти фотографической детализацией. Ќо в них уже про€вл€етс€ то, что станет константой графического стил€  лимта Ц главенство линейного начала, выразительность контура, в котором точность соедин€етс€ с чувственностью. ќтдельную страницу в наследии  лимта составл€ют рисунки дл€ журнала ЂVer Sacrumї (1898), построенные на контрастах черного и белого (ЂЅуквица Dї); они могут считатьс€ эталонными образцами стилистики модерна в графике. —о временем в его работах усиливаетс€ элемент стилизации и геометризации формы. ѕриблизительно с 1897 года  лимт рисовал черным мелом на листах коричневой оберточной бумаги, а позднее, около 1903Ц1904 годов стал использовать более гладкую €понскую бумагу в сочетании с графитным карандашом (Ђ—ид€ща€ полуобнаженна€ї). ∆есткие и точные линии графита, следы которого обладают легким металлическим блеском, определ€ют характер рисунков, которые хронологически соответствуют Ђзолотому стилюї в живописи (Ђ—то€ща€ обнаженна€, беременна€ї) ¬ последующие годы (примерно после 1908 и особенно после 1910) в рисунках  лимта намечаетс€ перелом в сторону большей свободы, раскованности и Ђживописностиї линий, которые временами станов€тс€ прерывистыми и нервными, передающими внутреннее волнение художника (Ђ—то€ща€ с опущенными рукамиї). –исовальный стиль  лимта, основанный на выразительности контурной линии, стал образцом дл€ Ёгона Ўиле. ќпыт декоративной стилизации натуры, накопленный венским модерном, был переосмыслен и применен дл€ решени€ новых задач, поставленных эстетикой экспрессионизма. Cам Ўиле считал себ€ в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. ќднако в глазах многих критиков и любителей искусства Ўиле-рисовальщик нередко заслон€ет собой Ўиле-живописца. Ћини€ и контур играют настолько существенную роль в живописи Ўиле, что рисунок может считатьс€ основой его живописных работ. ќн оставил около 3000 работ на бумаге Ц рисунков, акварелей, гуашей. ѕредставленные в экспозиции самые ранние рисунки Ўиле, относ€щиес€ к 1906 году (Ђјвтопортретї, ЂЅюст ¬ольтераї) задают точку отсчета, позвол€ющую оценить стремительную эволюцию, которую претерпело его творчество в последующие годы. —ери€ эскизов почтовых открыток (около 1909) свидетельствует о том, что к тому времени художник уже освоил стилистику —ецессиона и ¬енских мастерских, котора€ отличалась декоративностью и геометрической стилизацией; в этот период он находилс€ под сильным вли€нием √устава  лимта. Ќо начина€ со второй половины 1909 года Ўиле постепенно освобождаетс€ от этого вли€ни€; в 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный стиль. Ќа смену декоративности и элегантности приход€т экспресси€ и эмоциональна€ напр€женность (Ђ’удожник ћакс ќппенгеймерї). Ёкспрессивный контур становитс€ главным средством выразительности в рисунках Ўиле. ѕереход от модерна к экспрессионизму был ознаменован отрицанием Ђкрасотыї в трактовке идеалистической эстетики; он означал стирание границ между прекрасным и безобразным. ѕределы искусства расшир€ютс€, оно вбирает в себ€ то, что раньше считалось антиэстетическим (Ђ—ид€ща€ женщинаї). ¬ своих акварел€х и гуашах Ўиле использует цвет дл€ усилени€ эмоционального воздействи€ произведени€. ¬ некоторых работах 1913 и 1914 годов штрих становитс€ угловатым и Ђколючимї. Ќа прот€жении последующих лет (1915Ц1917) в рисунках Ўиле нарастает тенденци€ к реализму, к передаче объема и пластики (Ђќбнаженна€, лежаща€ на животеї). ¬ рисунках 1918 года культивируетс€ непрерывна€ лини€ контура, очерчивающа€ сразу всю фигуру Ц чистый контур, лишь иногда местами дополненный скупой штриховкой. Ўиле достигает безошибочной точности линий, лаконизма и экономии изобразительных средств (ЂЋежаща€ обнаженна€ с поджатыми ногамиї). ¬ период около 1910Ц1911 годов Ўиле часто и охотно рисовал детей Ц их изображени€ относ€тс€ к числу первых экспрессионистических работ Ўиле (Ђƒевочка в охристо-желтом платьеї). ¬ наследии Ўиле-рисовальщика много портретов; очень часто это люди из его Ђближнего кругаї. —овершенно особый феномен в истории искусства Ц многочисленные автопортреты Ўиле. ’удожник создает разные образы самого себ€, пример€ет Ђмаскиї, разыгрывает роли, гримасничает; в некоторых автопортретах он изображает себ€ обнаженным. ¬се это Ц визуальные символы хрупкости своего Ђ€ї, распадающегос€ на несовместимые составл€ющие. Ўиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике Ц своим собственным (в автопортретах) и своих персонажей. язык тела у Ўиле придуман и инсценирован им самим; позы моделей не €вл€ютс€ естественным про€влением реальных эмоций, а продиктованы художником (Ђјвтопортрет в обнаженном виде, гримасаї). «начительна€ часть работ Ўиле на бумаге посв€щена женским модел€м, чаще всего обнаженным. ѕодобно –одену и  лимту, он рисовал женщин у себ€ в ателье, наблюда€ за их поведением. ƒл€ Ўиле не было запретов при изображении женщин. ¬се табу были сн€ты. ѕредельна€ откровенность в трактовке эротических мотивов была возведена в эстетический принцип (Ђ—ид€ща€ обнаженна€ї). ‘игуры в рисунках Ўиле вырваны из социального и бытового контекста, помещены в абстрактное поле листа, где отсутствуют какие-либо ориентиры; его персонажи существуют вне времени и пространства. ¬ наследии Ўиле-рисовальщика совершенно особое место занимают тринадцать акварелей и рисунков, сделанных им во врем€ тюремного заключени€ весной 1912 года, которое он пережил как оскорбительное пос€гательство на свою свободу; из них на выставке показываютс€ два листа (ЂЌаружна€ дверьї, Ђћой путь пролегает над безднойї), имеющие характер подлинных документальных свидетельств. ¬италий јлександрович ћишин, куратор выставки: Ђƒумаю, дл€ многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. ќна расширит привычные представлени€ о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. ¬ нашей стране, в силу разных исторических обсто€тельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь ¬ены Уоколо 1900 годаФ. Ёто относитс€ и к рисунку, несмотр€ на то, что и √устав  лимт и Ёгон Ўиле давно признаны одними из самых выдающихс€ рисовальщиков в истории искусства. Ќо чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров. Ёкспозици€ в залах √ћ»», основанна€ на богатейшем собрании јльбертины, предоставит нам такую редкую возможность, позволит глубже пон€ть эволюцию творчества обоих мастеров, художественный метод и неповторимый эстетический мир каждого из нихї.  ураторы проекта: ¬италий ћишин (ведущий научный сотрудник ќтдела искусства стран ≈вропы и јмерики XIX Ц XX веков √ћ»» им. ј.—. ѕушкина) и  ристоф ћецгер (ћузей јльбертина, ¬ена) –екомендованный возраст посетителей 18+

 омментарии

„тобы оставить комментарий, ¬ам необходимо авторизоватьс€.
≈сли ¬ы Ч новый пользователь, вам необходимо зарегистрироватьс€.